Пермь , культура, афиша

ДЯГИЛЕВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ 2017

Одиннадцатый Международный фестиваль, носящий имя великого импресарио Сергея Дягилева, пройдет в Перми с 14 по 25 мая 2017 года. В программе: мировые и российские премьеры, камерные и симфонические концерты, спектакли и выставки, образовательная программа и неформальные встречи.

dyagilevskiy festival 2017

14 мая откроет программу Дягилевского фестиваля, вопреки сложившейся в предыдущие годы традиции, концерт Фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса. В этом году маэстро Курентзис обращается к Первой симфонии Густава Малера. 

ОПЕРА, БАЛЕТ, ПЕРФОМАНС

К показу на фестивале готовятся громкие премьеры театра в 145-м сезоне: оперы Алексея Сюмака Cantos в постановке Семена Александровского и Анны Соколович «Свадьба» в постановке Антона Адасинского. Оба спектакля – камерные, Cantos рассчитан на 120 зрителей, а «Свадьба» – на 400. 
Написанное по заказу Пермского театра оперы и балета произведение Cantos / «Песни» российского композитора Алексея Сюмака вдохновлено биографией и избранными произведениями американского поэта-модерниста Эзры Паунда, который в свою очередь стремился создать новый эпос, единый для всего человечества. Это «опера наоборот». Главным действующим героем здесь выступает не вокалист, а музыкант-инструменталист. В данном случае – скрипач. Его сопровождают ударные и хор.  

Без музыкального сопровождения, a cappella, выступают шесть солисток в наиболее значительном сочинении Аны Соколович – опере «Свадьба». Фабула повторяет сербский обряд приготовления невесты к свадьбе в кругу близких женщин: матери, сестры, подруг и так далее.

В пермской постановке режиссер Антон Адасинский работает на стыке вербального и пластического театра. Пространство их наложения друг на друга становится пространством спектакля, в котором слово дублируется жестом, а оперные певицы соседствуют с артистками contemporary dance.

Еще один спектакль с пением a cappella – The Hidden Sayings – представит Центр Ежи Гротовского (Италия). Творческое переосмысление взаимодействия песен южных штатов Америки, принадлежащих афро-американской традиции, и христианских текстов, в основном переведенных с коптского языка. Психофизиологическая подготовка труппы в театре Гротовского до предела обостряет способности «превратить спектакль в акт своеобразного священнодействия». В результате зрители видят спектакль-исследование основ, таких простых и таких сложных – действия, контакта, слова, пения, танца. 

The Hidden Sayings

Балетные премьеры одиннадцатого Дягилевского фестиваля в Перми – это «must see». В завершающий день фестиваля всех любителей танца ждет роскошный подарок: три одноактных балета Игоря Стравинского от трех ведущих российских хореографов в исполнении Пермского балета. Владимир Варнава поставит «Петрушку», Вячеслав Самодуров – «Поцелуй феи», Алексей Мирошниченко – «Жар-птицу»

Работая с образом Петрушки, Владимир Варнава, берет в фокус две темы: противостояние творческой индивидуальности агрессивной толпе и свобода воли художника в контексте жизненного сценария. Визуальная концепция, разработанная Галей Солодовниковой, построена на приеме «театр в театре»: подмостки балаганчика вписаны в реальное пространство сцены. 

Постановщик «Жар-птицы», главный балетмейстер Пермского балета Алексей Мирошниченко, обещает провести зрителя через стили главных хореографов XXI—XX веков в обратной хронологии — из современности вернуться к Михаилу Фокину, создателю первой хореографической версии «Жар-птицы» 1910 года. Идея хрестоматии будет поддержана сценографией и костюмами, которые, в исполнении Альоны Пикаловой и Татьяны Ногиновой, основаны на знаковых художественных символах эпох, в которые творили балетмейстеры.

Хореограф третьего балета – художественный руководитель балетной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслав Самодуров. «Поцелуй феи» — самый поздний из упомянутых балетов Стравинского (1928; новая редакция – 1950 год) и самый романтически настроенный. В основу либретто положены некоторые сюжетные мотивы сказки «Ледяная дева» Андерсена. Эпиграфом к изданию партитуры стало признание композитора: «Посвящаю этот балет памяти Петра Ильича Чайковского. Балет имеет аллегорический смысл — ведь муза Чайковского сродни этой фее. Подобно фее, муза отметила Чайковского своим поцелуем, печать которого лежит на всех творениях великого художника».

НОВЫЕ ФОРМАТЫ

Одно из самых ярких событий грядущего фестиваля – выступление проекта AquaSonic –подводный концерт в самом прямом смысле слова. Музыканты играют и поют, находясь под водой в аквариумах, размещенных на сцене. Артисты используют особую вокальную технику и совершенно новые инструменты, способные звучать под водой. Среди них подводный орган, или гидролофон, кристаллофон, ротакорда, ударные инструменты и скрипка.

AquaSonic

В противовес технологичным современным экспериментам AquaSonic – выступление Ensemble Micrologus. Музыканты используют достоверные копии старинных инструментов, а также средневековых костюмов и декораций в своих театрализованных представлениях. Каждый год они предлагают публике один или два новых спектакля, чередуя сакральную и профанную музыку XII—XV веков.

Дважды в день, в период с 15 по 24 мая, 50 зрителей смогут присоединиться к проекту Remote Perm немецкой группы Rimini Protokoll и совершить путешествие внутрь города, в котором прошло детство театрального новатора Сергея Дягилева. В этом спектакле нет актеров. Участники Remote Х – они же действующие лица и исполнители. Перед стартом они получают наушники. Синтетический голос, напоминающий голос GPS-навигатора, произносит первую фразу: «Привет, меня зовут Алекс!» – и предлагает следовать его указаниям. Remote Х прокладывает новый маршрут по городу. Создает саундтрек парков, площадок, торговых центров, церквей, кладбищ и лабиринтов улиц. 

remote perm

КОНЦЕРТЫ

В концертной программе – громкие имена виртуозных музыкантов: виолончелист Брюно Коксе, пианисты Антон Батагов и Алексей Любимов дадут сольные концерты, каждый из которых наполнен особым значением и философией. Кроме того, эти три исполнителя примут участие в ночных концертах, ставших визитной карточкой фестиваля, –традиционном piano-gala и cello gala, который пройдет впервые, но в том же ожидаемом и любимом фестивальной публикой формате, который не утрачивает своей магии. Что сыграют музыканты, станет известно лишь по окончании концерта.

Охвачена в этом году и этническая музыка: с концертом выступит обладатель премии ЮНЕСКО Алим Гасымов (Азербайджан) – ханенде (певец-солист), исполняющий мугамы (традиционные азербайджанские произведения) и Пандит Харипрасад Чаурасия (Индия) – фьюжн-музыкант, играющий раги (классическая индийская музыка) на бансури (индийской бамбуковой флейте) под аккомпанемент фортепиано и прочих «западных» инструментов.

Alim Gasymov

Отдельного упоминания заслуживает вокальный концерт Liederabend, где уже знакомая по предыдущему фестивальному исполнению Малера меццо-сопрано Пола Муррихи в этот раз выступит вместе с пианисткой Таней Блэйч (Ирландия/США).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В 2017-м в рамках образовательной программы продолжится с большим успехом начатая в прошлом году линия мастер-классов с крупнейшими мировыми музыкантами, приезжающими на фестиваль. В этом году, помимо пианистов, хореографов, режиссеров и дирижеров, будет открыт прием заявок для виолончелистов (в 2016-м был большой спрос на эту специальность).

Неотъемлемая часть программы – лекции и встречи с музыкантами, учеными, искусствоведами. В центре внимания – современная музыка. В числе приглашенных лекторов – Алексей Парин, Левон Акопян, Ольга Манулкина.

Еще одно очень важное событие этого года, напрямую говорящее о значимости образовательной программы, – проект выпускников Образовательной программы Дягилевского фестиваля – 2016, который они создали совместно с выпускниками Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском. Ожидается, что они представят две мини-оперы, написанные и поставленные силами молодых композиторов, дирижеров и режиссеров специально для Дягилевского фестиваля – 2017.

Традиционно Дягилевский фестиваль пройдет на нескольких площадках – на сценах Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковског о и Театра-Театра, в Органном зале и Пермской художественной галерее, в Доме Дягилева и в Частной филармонии «Триумф».

 

Поиск